Бизнес-план – это документ, который описывает основные аспекты бизнеса, его цели, стратегию, методы и ресурсы, необходимые для достижения поставленных задач. Он служит инструментом для планирования, управления и оценки бизнеса, а также для привлечения инвесторов, кредиторов и деловых партнеров.
Составление такого плана очень важно для построения успешного бизнеса. В этом материале мы расскажем о том, что должен включать в себя бизнес-план и какие этапы разработки он проходит.
Что должен включать в себя бизнес-план
При составлении бизнес-плана требуется включить в него следующие основные разделы:
- Введение. Описывает цели и задачи бизнеса, его миссию и ценности.
- Описание бизнеса. Дает представление о продуктах или услугах, которые будут производиться, а также рынок, на котором будет работать бизнес.
- Маркетинговый план. Конкретизирует методы маркетинга, целевую аудиторию, конкурентов, а также средства продвижения продуктов и услуг.
- Финансовый план. Включает в себя прогноз доходов и расходов, оценку рисков, расчеты прибыли и убытков, а также стратегию финансирования.
- Организационный план. Описывает структуру управления бизнесом, кадровую политику и планы по найму сотрудников.
- План производства/поставок. Бизнес-план дает информацию о процессе производства продукции и услуг, а также о планах поставок, организации логистики.
- Оценка рисков. Документ описывает риски, связанные с бизнесом, и планы по их минимизации.
Так как в бизнес-план могут вноситься корректировки в зависимости от того, кто является его получателем помимо самого инициатора проекта. У разных получателей существуют различные требования к структуре и содержанию. Потому при составлении крайне важно понимать все индивидуальные особенности бизнеса.
Какие задачи решает бизнес-план
Разработка документа помогает решить массу задач. Среди них есть такие, как:
- Анализ рынка. Отрасль исследуется, чтобы определить, какой бизнес-сектор наиболее привлекателен, насколько высок уровень конкуренции.
- Определение целей. Устанавливается, какие цели бизнеса желательно достичь, учитывая возможности и ограничения.
- Описание продуктов и услуг. Здесь нужно ярко показать, что их отличает от продукции конкурентов.
- Изучение конкурентов. Анализируются стратегии конкурентов, отмечаются наиболее успешные бизнес-практики.
- Описание структуры и формата управления бизнесом. Дается представление о том, кто будет управлять бизнесом, сколько персонала нужно для работы, какие структуры и системы нужны для качественного руководства.
- Изучение требований к финансовому плану. Именно этот раздел бизнес-плана дает понять, сколько денег потребуется для запуска, каковы будут экономические показатели, сколько времени потребуется для окупаемости вложений.
- Разработка маркетинговой стратегии. Собранная информация позволяет подготовить основу для ее создания.
- Определение рисков и возможностей. Происходит оценка этих факторов, чтобы уменьшить список потенциальных опасностей.
Также документ помогает планировать бизнес-операции на разные сроки в перспективе. Обычно это 3 или 5 лет, но бывают проекты с горизонтом планирования 7 и 10 лет. Более 10 лет - крайне редкий случай.
Основные стадии составления бизнес-плана
Чтобы составить качественный бизнес план, способный выполнять все поставленные перед ним задачи, должно пройти несколько этапов:
Исследование рынка. На этом этапе проводится анализ рынка, на котором будет функционировать бизнес. Необходимо исследовать конкурентов, проанализировать их деятельность, определить потребности потенциальных клиентов.
Определение стратегии. Конкретизируется стратегия, которую будет использовать бизнес для достижения поставленных целей. Важно определить, чем бизнес будет выгодно отличаться от конкурентов.
Разработка продукта или услуги. При работе с документом устанавливается, какой продукт или услуга будет предоставляться клиентам. Важно определить, каким образом продукт или услуга будет решать потребности заказчиков.
Определение структуры и организации. В этом разделе бизнес-плана определяется структура организации, руководство, персонал и система управления.
Проработка финансового плана. Разрабатывается финансовый план, который включает в себя оценку затрат на запуск бизнеса, прогнозы по доходам и расходам, а также план по привлечению инвестиций или кредитов.
Создание маркетингового плана. Здесь определяются стратегии маркетинга и рекламы, которые будут использоваться для продвижения продукта или услуги.
Оценка рисков. Стадия предполагает анализ рисков, связанных с запуском бизнеса, и разрабатываются планы по управлению этими рисками.
Финальное составление бизнес-плана. На заключительном этапе разработки бизнес-плана все предыдущие этапы объединяются в единый документ в соответствии и с требованиями.
Оптимальным решением станет заказ составления бизнес-плана специалистам, работающим в этой области. В таком случае можно будет не допустить распространенных ошибок, сделать документ максимально эффективным и не обращаться за переделкой.
Мы готовы предоставить вам весь набор услуг по разработке бизнес-плана. Чтобы узнать подробности, оставьте заявку на сайте или свяжитесь с нами любым удобным способом.