В период с 2007 по 2011 гг. лидирующее место по объему продаж масложировой продукции занимало сливочное масло и маргарин. В этот же период их доля постепенно сокращалась в пользу спреда по причине его меньшей себестоимости. При этом производство сливочного масла выросло на 2,1%.
Несмотря на эту динамику, с 2011 г. продолжается ежегодный рост цен на сливочное масло, особенно в зимние месяцы. Основная доля продукции производится В ЦФО (Воронежская обл.), ПФО (Татарстан) и СФО (Алтай). Большая часть продукции потребляется на внутреннем рынке, на экспорт направляется менее 1% продукции. При этом в Россию импортируется значительное количество масла - в структуре импорта более 40% приходится на Новую Зеландию.
В последние месяцы мы наблюдаем рост интереса к переработке молока и созданию маслосырзаводов, особенно к модернизации существующих мощностей.
Готовый бизнес-план маслосырзавода
Действует целевая программа «Развитие маслоделия и сыроделия в Российской Федерации на 2011- 2013 годы», государственные меры по развитию сельского хозяйства. По прогнозам специалистов, в ближайшие три-пять лет рынок может вырасти на 17%.
Маркетинговая специфика отрасли отличается высокой конкуренцией среди производителей - как и на многих других рынках, крупные участники стремятся увеличить свою рыночную долю за счет поглощения мелких хозяйств и предприятий.
Объем рынка сливочного масла достиг уровня в 281,8 тыс. тонн. По данным Минсельхоза, поголовье скота в России в начале 2013 г. составило около 9,0 млн. голов и показало небольшой прирост к уровню предыдущего года. В течение 2012 года средняя цена закупки сырого молока у производителей выросла на 1,2% и составила 15,6 руб. / л. Средняя потребительская цена на молоко составила 30,5 руб. / л (+8,6 %), масло сливочное - 243,4 руб. / кг (+4,1 %), сыры сычужные твердые - 257,9 руб. / кг (-2,1 %). Объемы импортированного молока за 2012 г. выросли по сравнению с 2011 годом на 8,2 % (импортировано 60,6 тыс. тонн), сыра - на 10,1 % (317,5 тыс. тонн). Объемы поставок масла сливочного снизились на 6,2 % (59,3 тыс. тонн). При этом большая часть импорта составляют сыры, а также сливочное масло и КМП. Очевидно, что существует потенциал импортозамещения. До 50% российского экспорта маслосырпродукции составляют КМП, при этом физический объем экспорта постепенно сокращается.
Для успешного выхода на рынок или модернизации предприятия по переработке молока в молочную продукцию необходимо разработать бизнес-план, в котором обязательно будет проведена оптимизация структуры выхода готовой продукции с точки зрения наибольшей экономической эффективности. В этом случае маслосырзавод может быть рентабельным и приносить прибыль.
Запущена молочно-товарная ферма на 1200 голов крупного рогатого скота племзавода «Трудовой». Объем заемных средств в Себере превысил 1,25 млрд. руб. Доля собственных средств не уточняется.
Новый завод запустили на базе бывшей площадки автопроизводителя Ford. На заводе ежегодно планируется выпускать более 2 млн. м2 бумажно-слоистого пластика для мебели по технологии высокого давления (HPL). Объем инвестиций не уточняется.
Комплекс «МолоПак» будет ежегодно выпускать до 1,2 млрд. асептических картонных упаковок формата TetraPak для жидких пищевых продуктов длительного срока хранения, включая молоко, соки и вино. Объем инвестиций более 1,2 млрд. руб. Производство осуществляется по отечественной технологии с использованием 90% российского сырья.
Мощность молзавода по сырью 100 тыс. т молока. Объём выпуска сливочного масла превысят 5,4 тыс. т в год, сухого цельного и сухого обезжиренного молока — более 22,5 тыс. т. Объем инвестиций 3,7 млрд. руб., создается 150 новых рабочих мест.