В статье показана классификация факторов, влияющих на покупательское поведение, и ценностных ориентаций потребителей как их наиболее важных потребностей; представлены варианты решения основных маркетинговых задач - определять, какой продукт нужно производить, чтобы он успешно продавался, и находить целевую группу, которая будет покупать этот продукт.
Маркетинг и реклама, его важнейшая часть, представлены как инструменты информационного менеджмента, направленного на формирование и изменение информационных, биологических и духовных потребностей людей с целью достижения поставленных маркетинговых задач.
Выводы, содержащиеся в данной статье, применяются при разработке бизнес-планов, проведении маркетинговых исследований рынков.
Маркетинг и реклама как его составная часть, в соответствии с их наиболее общими определениями, представляют собой содержательную информационную деятельность, для осуществления которой используются традиционные и новые технологии и инструменты информационного менеджмента – системы управления, направленной на формирование и изменение информационных, биологических и духовных потребностей людей, в основе которых лежат их ценностные ориентации.
Ценностные ориентации человека представляют собой отражение в его сознании ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.
Здесь под ценностными ориентациями как объектом маркетинга понимается осознание потребителем своих наиболее значимых жизненных потребностей. Ценностные ориентации рекламы, в соответствии с предложенным в работах подходом, представляют собой понятие, используемое для обозначения единства ценностных ориентаций рекламодателей, целевой группы потребителей и рекламного издания, в котором устойчиво отражаются конкретные ценности, признанные их общими стратегическими жизненными целями и общими мировоззренческими ориентирами (см. рис.1).
Рис. 1. Иллюстрация понятия «ценностные ориентации рекламы».
На рис.2 показана предлагаемая классификация факторов, влияющих на покупательское поведение, и ценностных ориентаций потребителей как их наиболее важных потребностей. При этом необходимо подчеркнуть, что первичными для потребителей человека являются его информационные потребности, без удовлетворения которых нельзя удовлетворить ни биологические, ни духовные потребности.
Рис. 2. Классификация факторов, влияющих на покупательское поведение, и ценностных ориентаций потребителей как их наиболее важных потребностей.
Возможность удовлетворения потребностей определяется прежде всего уровнем дохода индивида, а точнее – размером его годовых затрат на потребление, строем психики и другими внутренними характеристиками индивида (возраст, пол, социальный статус и т.д.), а также внешними факторами, влияющими на покупательское поведение (социальные, культурные, психологические и др. факторы).
Каждому строю психики соответствует своя система наиболее важных потребностей (ценностных ориентаций) человека. При высшем строе психики доминирующими являются духовные потребности в развитии человека в интересах общества в целом. Приведенная на рис. 2 классификация позволяет решать две основные маркетинговые задачи предприятия:
Для эффективной реализации этих задач необходимо иметь четкие определения основных факторов, влияющих на формирование информационных потребностей потребителей.
Психика – особая форма отражения субъектом свойств и закономерностей объективной реальности в своей собственной жизнедеятельности, возникающая, развивающаяся и функционирующая в различных видах внешней и внутренней деятельности субъекта.
Строй психики – доминирующее состояние психики индивида, определяемое фактически выбранным смыслом жизни; характеризуется уровнем развития личности и соответствующими ему потребностями.
В материалах Концепции общественной безопасности «Мертвая вода» (КОБ) выделяются 5 основных типов строя психики (уровней ее развития):
Директор ЭКЦ "Инвест-Проект"
Лумпов А.А.
Тех. поддержка клиентов:
Тех. поддержка клиентов: