Разработка правильного бизнес-плана играет очень важную роль для успешного построения бизнеса, привлечения внешнего финансирования. Когда документ проработан, создан по всем установленным правилам, будет заметно проще вести деятельность в выбранном вами направлении и еще на этапе планирования избавиться от многих потенциальных сложностей.
Многие специалисты говорят о том, что для правильного составления бизнес-плана стоит предварительно ответить на ряд вопросов. Тогда работа будет продвигаться заметно быстрее и эффективнее, можно будет избежать целого ряда распространенных ошибок.
В этом материале мы рассмотрим, на какие именно вопросы стоит ответить при составлении корректного бизнес-плана.
Первый вопрос, который стоит разъяснить, касается того, кто именно будет составлять сам бизнес-план. Здесь может быть два варианта – сделать все самому или обратиться к специалистам.
При самостоятельной разработке бизнес-плана вы сможете заметно сэкономить деньги. Но риски также будут велики. Есть большая вероятность того, что вы что-то не учтете или не заметите, столкнетесь с проблемой плохого понимания предмета. Особенно это касается правильного расчета налогов и развертки проекта по календарному плану. Таким образом, есть риск составить бизнес-план, который введет вас в заблуждение или не понравится инвесторам.
Профессиональное составление бизнес-плана обходится в определенную сумму денег. При этом сам документ оказывается заметно более качественным и проработанным. Им будет существенно удобнее пользоваться, станет проще привлекать финансирование. Кроме того, составленный профессионалами бизнес-план является универсальным - с ним можно будет обратиться практически к любому источнику финансирования.
При этом профессионально составленный бизнес-план является техническим заданием для проектировщиков, поставщиков оборудования, сырья, материалов, коммунальных услуг, для справедливого распределения ответственности и долей в уставном капитале и прибыли.
Это крайне важный вопрос, значимость которого многие упускают. При этом четкое понимание цели может влиять на то, какие особенности будут у конкретного документа.
Среди наиболее распространенных целей есть такие, как:
1. Привлечение сторонних инвестиций. В таком случае в документе нужно будет показывать ваш профессионализм, давать инвесторам понимание того, что вам можно довериться в плане возврата вложенных денег.При этом хорошо составленный профессионалами бизнес-план вполне может быть и универсальным документом. Это говорит о том, что он будет выполнять весь перечисленный список задач и при этом окажется максимально эффективным.
Иными словами, это источники выручки по проекту. Степень детальности описания отличается в зависимости от целей составления бизнес-плана. При этом если вы презентуете стартап инвестору, имеет смысл не слишком подробно распространяться о всех подробностях своего проекта.
Очень важно понимать, что уже сделано. Это покажет вас как успешного предпринимателя, хорошо понимающего все особенности ведения дел в конкретном направлении.
Здесь описание должно быть максимально подробным вне зависимости от того, с какими целями вы планируете составлять документ. Нужно четко указать все, что нужно сделать в перспективе и взять это как чек-лист для начала бизнеса.
Стоит быть максимально честными перед собой и инвесторами, провести серьезное предварительное исследование для получения обоснованного ответа. Причина заключается в том, что таким образом вы сможете очертить, сколько именно средств вам предстоит привлечь.
Крайне важно подробно расписать, на что именно нужно потратить ваши деньги и почему нужно именно столько. От прочности обоснования вопроса зависит перспектива финансирования.
Они могут быть разными. К примеру, некоторые предприниматели используют только собственные средства, в то время как другие привлекают заемные. Здесь тоже много хитростей. К примеру, при привлечении инвестиций многие положительно смотрят на готовность предпринимателя кроме кредита вложить и личные средства на реализацию своей идеи.
Крайне важный вопрос, который требует подробного и взвешенного ответа на него. В частности, указывается потребность в следующих видах ресурсов:
1. Персонал. Указывается, сколько работников требуется. Можно прописать, какое количество будет принято на полную ставку, а какое можно привлечь на аутсорсе, планируется ли мотивация.
2. Помещение. Прописываются все требования к помещению, начиная с его площади и заканчивая состоянием инженерных систем внутри.
3. Оборудование. Неправильно подобранное оборудование сильно увеличивает затраты на реализацию проекта. Потому нужно показать, какая номенклатура нужна, сколько она стоит, какие есть дополнительные требования и затраты, какое потребление инженерных сред, страна-поставщик оборудования.
4. Материалы. Бизнес должен четко понимать свою потребность в сырье и материалах для ведения активного производства. Только в этом случае можно будет строить какие-либо прогнозы.
Это основные вопросы, которые стоит решать на этапе подготовки вашего бизнес-плана. Но кроме них предстоит осветить и многие другие аспекты. К примеру, понять, нужно ли проводить маркетинговое исследование, какие сведения о рынке и конкурентах уже есть, а какие предстоит получить. Не менее важно также очертить сроки завершения работы над бизнес-планом, иначе она может слишком сильно растянуться по времени на стороне заказчика.
Чтобы дать правильные ответы на все перечисленные вопросы, стоит передать составление бизнес-плана в руки специалистов, которые на протяжении почти двух десятков лет каждый день работают над составлением бизнес-планов.
Новые производственные площади элеватора емкостью 180 тыс. т рассчитаны на единовременное хранение 28 тыс. т зерна. Объем инвестиций 600 млн. руб.
Запущено плодохранилище КФХ «Сад» мощностью 5000 тонн (первая очередь проекта, рассчитанного на 10 000 тонн). С 2018 года в республике было заложено около 200 гектаров интенсивных яблоневых и грушевых садов.
При содействии АНО «Агентство инвестиционного развития Чувашии» (АИР Чувашии) введены в эксплуатацию объекты в рамках реализации 5 масштабных инвестиционных проектов с привлечением порядка 2,5 млрд рублей и созданием 417 рабочих мест.
В комплексе наладят производство многофункциональных кроватей и кушеток для пациентов, стоек регистратуры и другой медицинской мебели для оснащения лечебных учреждений, а также вакуумных систем взятия крови и реанимационных расходных материалов. Площадь двух зданий 16 тыс. м2. Объем инвестиций 450 млн. руб. Создается 165 новых рабочих мест.