С 08 декабря 2011 года по 08 декабря 2014 года цена на бензин АИ-95 на московских АЗС выросла с 26,80 руб. за литр до нынешних 36,20 руб. за литр. Значит, за три года цена выросла на 35,07 %, что составляет 10,54 % годовых при фактической инфляции на уровне 8% в год. Торговля бензином надежнее банковского депозита и, в отличие от хранения капитала в банке, растет быстрее инфляции.
В предыдущие годы рост цен на бензин эксперты оправдывали ростом цен на нефть на мировых рынках, что показалось бы логичным даже Адаму Смиту и невидимой руке рынка. Однако в России цены на бензин продолжают расти даже при сильном снижении цен на нефть. Коммерсанты, нефтяные олигархи компенсируют свои потери за рубежом за счет внутреннего российского рынка.
Для российских нефтяных олигархов не существует никаких механизмов снижения цен на бензин, поэтому рост цен на бензин оправдывает под любыми предлогами целая армия нанятых экспертов и прочих ангажированных лиц.
Например, по словам председателя подкомитета по моторному топливу ТПП РФ Натальи Шуляр, доля нефти в цене бензина настолько мала, что снижение стоимости нефти на мировых рынках напрямую на цену бензина для конечных потребителей практически не влияет.
По законам экономики, которым меня учили в институте, а потом и в аспирантуре, если цены на бензин в Москве не слишком связаны с ценами на нефть в Лондоне, то и никакой динамики быть не должно. Однако она есть, и совершенно ожидаемо обгоняет инфляцию.
Давайте, наконец, признаем, что официальная экономика на статус науки не тянет и занимается околонаучными оправданиями событий на рынке, причем постфактум. Вот бы меня наняли анализировать динамику цен не в будущем, а в прошлом, мои прогнозы были бы недостижимо точны.
Тем временем реальный, всеми ежедневно наблюдаемый рост цен эксперты от экономики объясняют тем, что в цене каждого литра бензина 60% налогов, если мы платим 36 рублей за литр сегодня, 23 рубля – это налоги. А еще тем, что в цене бензина доля нефти меньше 10%. Именно поэтому, поясняют они, не происходит прямой трансляции снижения в цену на заправке. Но предельно циничное откровение сообщается дальше: «если коммерсанты продают, а потребители покупают по цене 36 рублей за литр, то какой им смысл продавать дешевле?» - спрашивает Наталья Шуляр.
Нас уже готовят смириться с тем, что на фоне падения мировых цен на нефть у нас цену бензина на заправках, напротив, поднимут до уровня от 40 до 45 руб. за литр, т.к. доходность продаж бензина должна повышаться при любых изменениях ситуации на рынке.
Для того, чтобы заболтать нарастающее недовольство потребителей, нас будут все глубже погружать в мифические подробности налогообложения торговли нефтепродуктами, ссылаться на влияние инфляции, роста издержек, факторов естественных монополий, на прохождение боснийских сербов по территории исламистской Ливанты и на другие подобные «причины».
Но бесполезно убеждать нас в рыночном механизме формирования цен на нефть и газ, на продовольствие, на все остальные стратегические группы товаров, эта ширма стала неприлично прозрачной.
Ясно, что пока реальные доходы населения продолжают расти или, по крайней мере, сохраняются, мы продолжим платить навязываемые монополистами вероломные цены и возмущаться разве что на кухне или, как сейчас модно, в whatsup. Вас не пугает перспектива дождаться цен на нефтепродукты, как сейчас в странах Европы? Значит, ещё не так плохо живем.
Директор ООО ЭКЦ "Инвест-Проект"
Алексей Лумпов
Готовый бизнес-план открытия АЗС (с фин.расчетами) - 2016
Готовый бизнес-план строительства НПЗ (с фин. расчетами) - 2016
Тех. поддержка клиентов:
Тех. поддержка клиентов: