Развитие рынка кофеен в Москве с 2007 по 2011 гг. с учетом влияния мирового финансового кризиса выглядит следующим образом:
То есть сжатие московского рынка кофеен под влиянием кризиса составил -0,9% к уровню 2008 года. С 14,5% в 2008 году до -0,9% в 2009 году это спад как минимум на 15,4%, если не учитывать, что без кризиса рынок продолжил бы расти.
В 2011 г. насыщенность рынка превысит 83%, что существенно затруднит появление новых игроков, кроме единичных заведений с уникальной концепцией, как это происходит в Петербурге.
В связи со снижением уровня среднедушевых доходов в Москве количество посетителей кофеен останется на уровне 2008 года – 2,5 млн. чел., однако снизится частота посещения кофеен и средний уровень затрат за одно посещение. В процессе выхода экономики из рецессии численность посетителей московских кофеен снова начнет расти. Как и затраты посетителей на кофейни.
Послекризисный рост рынка (объем рынка) определяется возвратом клиентов, временно отложивших спрос. Эта группа также должна вновь включиться в потребление. За счет этого объем рынка также увеличится. Однако из-за финансового кризиса у значительной части населения уменьшились доходы, в связи с чем требуется некоторое снижение цен для предотвращения оттока посетителей.
Те, кто посещает кофейни (а это в среднем 12 раз в год), имеют среднедушевой доход в размере 35 тыс. руб. в месяц и тратят на кофейни в среднем по 400 руб. в месяц. Анализ интервалов цен на меню кофеен позволяет более точно выстраивать ценовую политику компаний, более обоснованно определять цен, разрабатывать перечень и качество меню. Так, видно, что «бюджетная» ценовая категория на рынке практически представлена только компанией Макдоналдс, а категория лидеры рынка «Шоколадница» и «Кофе Хауз» позиционируются в одной ценовой категории «демократичная».
Маркетинговое исследование кофеен содержит данные о диапазонах среднедушевых доходов целевых групп потребителей, соответствующих представленным выше ценовым категориям.
- инвестиционные затраты на открытие - от 2,5 до 4,5 млн.руб.
- текущие затраты проекта в месяц - от 0,5 до 0,8 млн.руб.
- выручка в месяц: средний чек 1,2 тыс.руб./ 100 человек в день/ 120 тыс.руб./день = 3,6 млн.рублей в месяц
- налоги - 6% с выручки, т.е. 7,2 тыс.руб./день/ = 216 тыс.руб. в месяц
Фактически кофейня окупается за 1,5-2 мес., а в среднем до 3-4 мес. в зависимости от места.
Инвестиционные расходы для начала работы кофейни от 100 до 150 кв. м:
- Ремонт — 20-50 тыс. (при необходимости);
- Система вентиляции и кондиционирования (в зале для курящих) — 200-300 тыс.руб. (при необходимости, можно подобрать помещение уже с такой вентиляцией)
- Автоматизированная система учета товарооборота (при необходимости) — 150-300 тыс.руб;
- Закупка мебели и оборудования для зала и кухни – 450-600 тыс.руб.
- Разработка фирменного стиля – 75 тыс.руб.
Ежемесячные расходы:
- Аренда помещения — в среднем 250-300 тыс.руб.;
- Закупка (кофе, продукты) в мес. – 150-200 тыс.руб.
- Коммунальные платежи, телефония, наружная реклама, обслуживание кассовых аппаратов — 60 тыс.;
- Реклама — 30 тыс.руб.
- Фонд оплаты труда (повар, 2-3 менеджера-кассира, управляющий по необходимости, можно кого-то старшим поставить и все) – 120-150 тыс.руб.
Оборудование:
а) Оборудование бара (среднее комплектование):
- кофейная машина — от $ 10 тыс.
- блендер -$600
- витрина-холодильник для десертов — от 500 до $3 тыс.
б) Оборудование для кухни:
- один пекарский шкаф для выпечки — $1 тыс.
- два разделочных стола,
- ванны для кухонной посуды — $600
- два холодильника,
- две-три небольших витрины-стойки для кулинарии — от $3,5 тыс
в) Посуда для посетителей:
150 кофейных и чайных пар немецких и шведских производителей — $1,5 тыс.
Штатное расписание кофейни:
1. Старший менеджер (работающий) – до 900 долл.
2. Помощники менеджера (официанты – 3 чел.) – до 600 долл.
3. Бармен-кассир – до 900 долл.
4. Бариста – 600 долл.
5. Повар – 800 долл.
6. Уборка – 300 долл.
Молочно-товарный комплекс на 500 голов КРС. Объем инвестиций 112,6 млн. руб. в рамках региональной программы поддержки животноводства. Предприятию компенсировали около 50% затраченных средств.
Площадь цеха неполовых гормонов составляет 1700 м2 в здании фармкомплекса компании на площадке «Новоорловская» ОЭЗ «Санкт-Петербург». Объем инвестиций превысит 870 млн. руб.
Введен в эксплуатацию производственно-складской комплекс ООО «Интелка» по производству электрощитового оборудования, необходимого для промышленности. Объём инвестиций 460 млн. руб.
Компания «Петерпайп» открыла на территории ТОСЭР в г. Боровичи Новгородской области три цеха по производству электросварных фитингов и спигот для «Газпрома». Объем инвестиций превысил 400 млн. руб., из них 180 млн. руб. за счет льготного займа федерального ФРП и 20 млн. руб. — ФРП области по программе «Проекты развития».