Федеральные компании приносят в Казань свои стандарты проведения маркетинговых мероприятий
Юлия Силицкая Деловой Еженедельник "Где деньги", 15 февраля 2008 г. №4 (82)
Массовые открытия в регионе новых розничных точек федеральных ритейлеров, банковских и страховых компаний существенно подтолкнули развитие event-индустрии: рынка организации праздничных и деловых мероприятий.
Еще несколько лет назад жители Казани не знали о существовании такого понятия, как event-рынок, хотя индустрия специальных мероприятий в регионе зародилась уже достаточно давно. У ее истоков стояли агентства «Сабантуй» и «Мастер церемоний», хотя услуги, предоставляемые этими игроками, немного расходятся от нынешнего представления об event полного цикла. По данным Ассоциации коммуникативных агентств России, не менее 6% рекламных бюджетов расходуется на проведение event-мероприятий. Рынок событийного маркетинга, к которому относится event, в 2007 году вырос на 23%, и, по оценкам экспертов, его объем сейчас составляет $160 млн.
В Казани event-рынок тоже не стоит на месте. Основным двигателем его развития стал приход в регион новых федеральных игроков. По словам Любови Маркеловой, директора event-агентства «Правила праздника», в Казани сейчас стало больше крупных клиентов – в основном торговых компаний. «Сейчас федеральные игроки все больше выходят в регионы. Как правило, они сопровождают открытия торговых точек и новых объектов BTL-акциями и специальными мероприятиями, поэтому и денег в регионы сейчас поступает больше», - сказала она «Где Деньги».
По мнению Дианы Тухватуллиной, заместителя директора праздничного агентства «Апипяй», многие люди уже привыкли обращаться в event-агентства. «У каждого event-агентства уже сформирован или формируется свой круг постоянных клиентов, которые, попробовав воспользоваться услугами хотя бы один раз, обязательно обратятся снова», - сказала она «где Деньги».
Естественно, в стране лидирует event-рынок московского региона. Доля совокупной выручки московских агентств на российском рынке доходит до 60%. «В Москве располагаются офисы крупных международных компаний, привыкших пользоваться услугами event-агентств, и крупных российских компаний, имеющих в своих маркетинговых бюджетах затраты на event. В Москве живут люди, которые имеют представление о возможностях event`а», - рассказал Алексей Лумпов, руководитель отдела маркетинга ЭКЦ «Инвест-Проект».
Маркетинговое исследование event-рынка
Анна Аксенова, директор праздничного агентства «Веселый Шурик», считает, что татарстанцы не готовы использовать event-услуги на 100%. По ее мнению, причина – менталитет. «В Татарстане люди еще не могут отойти от своих национальных традиций. При проведении праздничных мероприятий для татарстанских жителей мы должны учитывать специфику региона: все должно быть выдержано в определенном стиле, - рассказала она. - К примеру, если кто-то наполовину готов на то, чтоб провести какое-либо торжество в виде тематического праздника, то в Татарстане пойдет на это только 10% потребителей».
Крупные заказчики выбирают агентство на основе тендера. Рассматриваются презентации, перечень услуг и, конечно, прайс. «Действительно крупных и достойных внимания event-агентств у нас сейчас не так много, - считает Игорь Шевелев, директор службы маркетинга и рекламы сети супермаркетов «Бахетле». - Цены, которые предлагают заявленные в тендере агентства, иногда варьируются настолько, что разница достигает просто колоссальных масштабов».
Елена Данилова, директор по персоналу «АК БАРС» Банка, считает, что при организации корпоративных мероприятий обращаться в event-агентства оказывается более выгодно и удобно. «Это связано с тем, что они имеют налаженные контакты с творческими коллективами, со всеми вспомогательными компаниями, владеют информацией о последних технологиях, которую трудно отследить самостоятельно, да и вообще имеют больше знаний и опыта в реализации проекта в целом, - рассуждает она. - К тому же услуги непосредственно агентства достаточно доступны и составляют от 10 до 15% общего бюджета мероприятия».
Специалист по коммерческому развитию ТЦ «Мега Казань» Гузель Ибрагимова рассказала «где Деньги», что отдел маркетинга торгового центра самостоятельно занимается генерированием идей, не привлекая к этой работе подрядчиков. «Это происходит, прежде всего, потому, что все мероприятия, проводимые нами, имеют единую концепцию, а соответственно должен быть единый центр ответственности в лице представителей отдела маркетинга, - сказала она. – В зависимости от наших целей и потребностей условия выбора подрядчика разнятся. Выбор может зависеть от качества и количества уже реализованных агентством проектов, от наличия у подрядчика дополнительного специального оборудования и так далее».
«Мы анализируем практически все: как предложенные цены на услуги, так и качество работы. Для нас, в первую очередь, важно то, насколько индивидуально подрядчик подходит к организации наших заказов, чтобы каждое новое мероприятие не было похоже на предыдущие, - сказал «где Деньги» Игорь Шевелев из «Бахетле». - Чаще всего мы пользуемся event-услугами при открытии новых торговых объектов не только по республике, но и в Москве, а также для организации личных торжеств своих сотрудников».
По оценке аналитиков ЭКЦ «Инвест-Проект», в 2007 г. объем московского event-рынка составил $138 млн. без учета доходов игроков от смежной деятельности – делового туризма, кейтеринга, PR, обучения и пр.
Основные игроки – «Праздник», «RBA-Holding», «One2Remember», «Event Factory», «Князевъ» и др. Средняя стоимость услуг для корпоративного сегмента в Москве составляет $300 на человека (деловой event) и при увеличении количества персон, участвующих в мероприятии, снижается до $100-150 на человека. При этом максимум может достигать и $500 на человека. Средняя стоимость event-мероприятия для корпоративного заказчика составляет $50 тыс. Есть примеры мероприятий стоимостью более $1 млн. Средняя стоимость event-услуг для частных лиц ко- леблется от $5 до $10 тыс.
Прогноз объема рынка в 2008 году – $174 млн., скорость роста 22% в год. Емкость event-рынка оценивается примерно в $770 млн.
Рынок является растущим: по прогнозу на 2009 год объем не достигает даже трети емкости. Следует ожидать появления новых участников рынка, целесообразно выходить на рынок, инвестировать прибыль в развитие, брэндинг.
Тех. поддержка клиентов:
Тех. поддержка клиентов: