Москва в своих старых границах с трудом находит площадки под новые продуктовые магазины, хоть и нуждается в них. Поэтому растет спрос на мелкие форматы – на первых этажах жилых домов, в бизнес-центрах и т.п., часто закрывая глаза на возникающие ограничения, например, по торговле алкоголем – двигателю продаж.
Площадки для крупных супермаркетов остаются только в строящихся спальных районах и бывших промзонах внутри Москвы, в качестве «якорей» в глобальных торговых центрах. И хотя в старых жилых районах, например, в центре давно застроенного Бибирево сеть «Магнит» нашла место для своего гипермаркета «Магнит семейный», то в районах ЦАО и некоторых других районах площадок практически не осталось.
Если в центре и открываются новые магазины, то за счет тех, кто не смог конкурировать. Микробизнес, нерентабельная точка или, например, салон цветов не потянули высокую аренду, и на их место приходит «Магнолия».
Некоторые сети пошли по пути дифференциации своих брендов под новую задачу. Так, «Азбука Вкуса» развивает бренд «АВ Daily», «Ашан» – «Атак», «Окей» – «Окей-экспресс». Питерская «Лента», для которой основным форматом в России является гипермаркеты, в Москве открывает супермаркеты (скоро открытие 20-го супермаркета в московском регионе).
Существует договоренность между Правительством Москвы и крупным сетевым ритейлом («Ашан», «METRO») о развитии нового направления – торговля продуктами питания в подземных переходах. Для этого «METRO» развивает новый бренд – «Фасоль».
Появились мелкие сети с минимальной площадью магазинов, такие как «Семь.Двенадцать». Вообще именно в малом формате наблюдается обилие сетей – повсеместная «Пятерочка», «Дикси», «Магнит», «Магнолия», «Мясновъ», «Верный» и т.д., что вполне логично, если учитывать реальное распределение доходов населения Москвы.
И если ранее мы говорили о том, что Москве необходимы дополнительные продуктовые магазины, то теперь можно прогнозировать, что насыщение в московском сетевом ритейле будет происходить преимущественно за счет мелких форматов у дома.
Алексей Лумпов, директор ЭКЦ «Инвест-Проект»
По материалам Маркетингового исследования сетевых магазинов продуктов питания г. Москвы 2013-2014, охватывающего все сетевые магазины продуктов питания в Москве.
Мощность производства увеличена до 50 млн. изделий в год. Объем инвестиций в расширение производства превысили 170 млн. руб. Отмечается, что за последние 10 лет в России производство алюминиевых и биметаллических секционных радиаторов отопления увеличилось более чем в 4 раза.
Завод «Поревит» запущен в ОЭЗ «Титановая долина» в Екатеринбурге. Мощность производства до 900 тыс. м2 тротуарной плитки в год. Объем инвестиций 1,7 млрд. руб. Создается 80 новых рабочих мест.
Шинный завод Gislaved на базе бывшего предприятия Bridgestone в Ульяновске начал свою работу. С 2026 г. планируют выпускать 2,4 млн. шин в год. После ухода иностранного производителя предприятие более двух лет находилось в простое.
ООО «Макошь» ввело в эксплуатацию на территории ОЭЗ «Узловая» Тульской области производственный комплекс по холодному отжиму и глубокой переработке растительных масличных культур. Объём инвестиций превысил 1 млрд. руб. Создано более 30 рабочих мест.