Риски, которым стоит уделить внимание в бизнес-плане
В наиболее широком смысле риск представляет собой вероятность отклонения итогов того или иного события от планируемого результата. Рассматривая феномен через призму экономической сферы и конкретно бизнеса, можно сделать вывод о том, что риск в этой сфере представляет собой возможное наступление событий, которые способны отрицательно сказаться на финансовом результате той или иной операции.
Существует несколько классификаций рисков в бизнесе. Они различаются в зависимости от того:
- насколько серьезное воздействие они оказывают на деятельность предприятия;
- в какой сфере они распространяются;
- в какое время они возникают;
- в каком месте проявляются;
- каким способом они проявляются;
- обстоятельства, специфика которых стал их причиной;
- каков уровень негативных последствий
- каким должен быть порядок их анализа и учета.
Поскольку все существующие риски тесно взаимосвязаны, они способны оказывать влияние не только на работу предприятия, но, активно взаимодействуя, также друг на друга. Именно поэтому для осуществления корректной деятельности, необходимо обязательно принимать их во внимание при разработке корректного бизнес-плана и разбираться в них.
Несистематические риски
Несистематические риски в бизнесе в большей степени отличаются тем, что являются прогнозируемыми. И при корректной прогностической деятельности поддаются контролю со стороны предприятия и его представителей. В эту группу рисков входят следующие:
Риск неполучения от реализации проекта ожидаемого дохода
Об этом риске можно судить в случае если имеет место значительное увеличение срока окупаемости, а также отрицательное значение NPV.
Эта категория объединяет:
- Маркетинговый риск. Прибыль предприятия снижается по причине того, что плановый объем продаж не соответствует плану, цены на товары и услуги были незапланированно снижены. В качестве причин выступают усиление конкуренции в занятой сфере, утрата позиций на рынке, занятых ранее, изменение конъюнктуры, снижение емкости рынка, снижение цен на товары и услуги, падение спроса на них со стороны потребителей. Анализ рисков такого типа играет наиболее важную роль в открытии нового производства, либо расширения существующего;
- Риск увеличения производственной себестоимости товаров. Прибыль, приносимая продажами, снижается в случае, если затраты на их производство требуют более значительных вложений. Минимизация этого риска требует тщательный анализ надежности поставщиков и их продукции в целом, качества закупаемого сырья;
- Технологические риски, обусловленные роста себестоимости продукции в связи с удорожанием технологии, а также неспособности достичь планового объема производства товаров и предоставления оказываемых услуг;
- Административные риски, возникающие по причине незаинтересованности руководящих органов в получении прибыли и их низкой вовлеченностью в процесс развития предприятия.
Риск недостаточной ликвидности
Эти бизнес-риски выражаются в отрицательных остатках в прогнозном бюджете на окончание заданного периода. Они могут возникать как на эксплуатационной, так инвестиционной фазе. В эту группу входят следующие.
- Риск превышения бюджета проекта, который наблюдается если его реализация на практике потребовала большего объема инвестиций, чем ожидалось и было прописано в плане на стадии планирования. Например, в случае возникновения непредвиденных расходов, притом, что заложенные средства были рассчитаны без учета этого фактора;
- Риск расхождения графика финансирования и графика инвестиций. Возникает в случае недостаточного объема финансирования, его задержках или по причине жесткости графика кредитования, который не предусматривает отклонений в ту или иную сторону;
- Риск недостаточного объема денежных средств на этапе выхода на проектную мощность, то есть, замедление темпов выхода эксплуатационной фазы или ее серьезную задержку;
- Риск недостатка денежных средств на эксплуатационной фазе, то есть, снижение поступления финансовых средств, что не позволяет выполнить обязательства перед кредиторами в должном объеме.
Риск невыполнения запланированных работ на инвестиционной фазе по организационным или иным причинам
Этот риск выражается в задержке начала эксплуатационной фазы или ее неполном старте.
Систематические риски
Эти риски объединяет то, что они являются результатом влияния на деятельность предприятия внешних факторов, которые не поддаются контролю со стороны его представителей. К ним относятся:
- риски изменения законодательства, ограничивающие возможности проведения многих операций или налагающие на них полный запрет;
- инфляционные риски, приводящие к снижению ценности инвестиционного капитала, резкие изменения курса валют, ограничения экспорта и импорта производимых товаров;
- процентные риски, возникающие по причине изменения ставок;
- экологические риски (стихийные бедствия, природные катаклизмы);
- риски изменения геополитической обстановки (ухудшение взаимоотношений стран от вода санкций до военных конфликтов).
Как снизить риски?
Снизить риски, а значит – свести к минимуму значительную часть вероятных потерь можно, еще на этапе разработки бизнес-плана взяв на вооружение ряд эффективных методов. К ним относятся следующие:
- управление рисками, которые могут возникнуть в процессе осуществления торговых операций. Например, за счет установки ордеров Stop Loss, а также ограничения возможных убытков путем установления допустимого уровня;
- заключение сделок с учетом направления господствующей тенденции, что повышает вероятность получения прибыли и ее дальнейшего роста;
- диверсификация портфеля, благодаря которой инструмент, включенный в него, может компенсироваться за счет изменения котировки других. Общий риск инвестиционного портфеля при этом снижается по мере углубления диверсификации;
- хеджирование. Риски, возникающие во время неблагоприятного развития событий, могут быть компенсированы благодаря открытию сделки, способной принести прибыль.
Выводы
Чем сложнее проекты, реализацию которых планирует предприятие, чем ответственнее следует подходить к этапу планирования. И, изучив и проанализировать все риски, существующие в той или иной сфере, составлять бизнес-план, включая в него стратегии, способные свести их к минимуму. Это сделает процесс управления деятельностью предприятия более контролируемым, убытки – минимальными, а прибыль – значительной.