России требуется не менее 2400 га новых теплиц

Площадь теплиц, приходящаяся по статистике на одного жителя в России, в несколько раз ниже среднемировых показателей для стран с аналогичными климатическими условиями. В середине 1980-х годов в России теплицами было занято 4700 га; сейчас площадь тепличных хозяйств, по данным Ассоциации «Теплицы России», менее 2000 га.

Возведение новых тепличных сооружений едва компенсирует вывод из сельскохозяйственного производства старых теплиц. Около 30% сохранившихся теплиц находится в глубоко депрессивном состоянии. Реконструкция старых теплиц не имеет смысла, а строительство современных высокотехнологичных теплиц требует больших финансовых вложений.

Готовый бизнес-план тепличного хозяйства

К 2020 году в России планируется построить 1,5 тыс. га новых теплиц, что даст дополнительно 850 тыс. тонн помидоров и огурцов. По расчетам Минсельхоза, для достижения таких показателей дополнительно потребуется порядка 270 млрд. рублей до 2020 года. Сегодня лишь 24% тепличных овощей, покупаемых россиянами, производится в России, остальное потребление обеспечивается импортом. Зачастую импортные овощи стоят дешевле, однако российский продукт обычно является более экологически чистым и пользуется большим доверием населения. Серьезную озабоченность вызывает качество поставляемых на российский рынок дешевых тепличных овощей по импорту, а также выращенных из стран ближнего и дальнего зарубежья, так как при их выращивании применяются запрещенные в России химические средства защиты растений и биостимуляторы.

В августе 2014 года был запрещен ввоз на территорию РФ сельскохозяйственной продукции из стран ЕС, США, Канады и Австралии. Как результат – импорт на российский рынок свежих овощей сократился на 28%, а розничные цены на овощи выросли, причем сильнее всего подорожали помидоры и огурцы.

Основные поставщики огурцов, томатов и зелени в Россию — Китай, Турция, Марокко и Иран. В 2015 году они в совокупности импортировали в страну 778 тыс. тонн томатов и 203 тыс. тонн огурцов. Суммарный объем рынка продукции защищенного грунта в России (цветы на срез и плодоовощная продукция) уже превышает 500 млрд. руб. (в рыночных ценах) и прирастает на 1,5% в год.




Страны

Защищенный грунт, га


Китай

2 760 000


Корея

57444


Испания

52170


Япония

49049


Турция

33515


Италия

26500


Мексика

11759


Нидерланды

10370


Франция

9620


США US

8425


Польша

7560


Греция

4670


Германия

3430


Румыния

2790


Португалия

2310


Россия

1 800



Диетологи Всемирной организации здравоохранения и НИИ питания РАМН утверждают, что человеку требуется не менее 139 кг овощей в год. С учетом наших климатических условий минимум 15 кг из этого количества необходимо выращивать в теплицах.

Потребность россиян в продукции защищённого грунта, произведенной в России, удовлетворена на 26%.

В настоящее время с закрытого грунта в России собирают 580-600 тыс. тонн овощей (из них 460 тысяч тонн - во внесезонный период) при потребности в 3 млн. тонн. И эта потребность ежегодно увеличивается на 10-15%. Для обеспечения отечественного производства продукции защищенного грунта в указанных объемах необходимо ввести в эксплуатацию дополнительно не менее 2 400 га производственных площадей защищенного грунта (из расчета средней урожайности в 50 кг/м2 в год) к существующим 1 800 га.

Основными производственными культурами являются огурцы (70%), томаты (25%), перец и баклажаны, зелень. Всего выращивается более 30 наименований овощных культур, цветы, грибы.

Расходы потребителей на питание быстро растут, и продовольствие все чаще покупают в современных супермаркетах. Люди готовы платить за качественную овощную тепличную продукцию, особенно в крупных городах. Отмечается тенденция изменения структуры потребления продуктов питания россиянами: сокращение относительной доли картофеля в потребительской корзине горожан за счет роста доли потребления овощей. Средняя розничная цена в 2015 году на помидоры свежие составила 160,4 руб. за кг с учетом НДС (+69% к 2014 году), на огурцы свежие - 161,1 руб. за кг с учетом НДС (+70% к 2014 году).

Анализ динамики отпускных цен на тепличные овощи в течение года показывает, что своего максимума цены реализации достигают в период с января по апрель. Минимальный уровень цен приходится на период с июля по сентябрь, когда продуктовый ритейл и колхозные рынки насыщены дешевой продукцией открытого грунта.

Закажите свой бизнес-план прямо сейчас!

Контактные данные

Рекомендуемые новости

ЗАКАЗАТЬ БИЗНЕС-ПЛАН

ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК

СПАСИБО, ВАША ЗАЯВКА ОТПРАВЛЕНА.
НАШИ CПЕЦИАЛИСТЫ СВЯЖУТСЯ С ВАМИ В ТЕЧЕНИЕ ЧАСА.