Непростая салонная жизнь

В последние несколько лет развитие салонов красоты в Петербурге показывало высокие темпы роста и хорошую прибыльность. В среднем рынок рос на 20-25% в год, причем, по мнению аналитиков, активно развивались все сегменты салонного бизнеса – от недорогих предприятий эконом-класса до заведений уровня de-lux.

Кризис несколько притормозил этот процесс – в 2009 году падение спроса и сокращение объема рынка салонных услуг составили 30-40%. Однако сейчас индустрия красоты вновь вышла на прежний уровень. По разным оценкам, в 2010 году население Петербурга потратило на различные услуги салонов красоты около 28 млрд руб. Тем не менее открывать новые точки предприниматели не спешат, ожидая ужесточения законодательства, регулирующего эту сферу бизнеса.


Правила игры меняются

Профессионалы считают, что за два кризисных года рынок очень переменился. Значительно выросла конкуренция, изменились клиенты, бизнес стал более прозрачным. Не обошлось и без потерь. В условиях снижения потребительской активности предпринимателям зачастую не хватало средств даже на оплату аренды помещения, в итоге в Петербурге закрылись десятки салонов. В основном испытания кризисом не выдержали предприятия индустрии красоты, стаж работы которых не превышал трех лет. Также существенно снизилось количество SPA-салонов и студий искусственного загара. Наиболее устойчивыми показали себя сетевые нейл-бары и предприятия, основанные на аппаратной косметологии.


По мнению экспертов, появившиеся в кризис тенденции получат развитие и в 2011 году. Индустрию загара ждет дальнейшее сокращение ввиду активного выявления вреда, которое наносит здоровью облучение ультрафиолетом. Мало востребованными в Петербурге останутся и SPA-технологии, однако на пригородных курортах это направление может получить развитие.


Кроме того, начнет меняться набор услуг, которые предоставляют салоны. Предприятия широкого профиля, предлагающие все подряд, постепенно будут вытесняться с рынка. Приоритетные позиции займут те компании, которые начнут специализироваться на конкретном сервисе. Специалисты утверждают, что в специфически ориентированных предприятиях бизнеса красоты не бывает «мертвых» сезонов. К примеру, в салоне «Алла», который занимается изменением образов мужчин и женщин с помощью накладных волос, уровень продаж в течение года остается неизменным уже 15 лет. Любые рекламные акции фирмы направлены только на привлечение новых клиентов, а не на удержание постоянных. Еще один узкоспециализированный салон красоты «Сказка» на Васильевском острове, который обслуживает только детей, первый год работы на рынке закончил с оборотом в 1 млн руб.


Ключевым фактором развития в 2011 году станет также оптимизация «среднего чека». К трем основным ценовым сегментам – «эконом», «средний» и «премиум» – добавятся как минимум еще два – «бюджетный» и «демократичный». «Для некоторых групп потребителей с определенным уровнем доходов и требованиями к услугам сейчас нет внятного предложения, которое могло бы их устроить по соотношению «цена-качество», – объясняет руководитель отдела маркетинга ЭКЦ «Инвест-Проект» Алексей Лумпов. – В результате они вынуждены посещать салоны красоты с меньшим «средним чеком» либо идти в более дорогие для себя салоны, из экономии стремясь посещать их реже. Устранением таких перекосов, на наш взгляд, и было бы полезно заняться в 2011 году».


Готовый бизнес-план маникюра-педикюра

Готовый бизнес-план салона красоты (2-е изд.)

Маркетинговое исследование рынка салонов красоты Москвы 2006-2012 гг.


Кстати, в период экономической нестабильности именно средний сегмент пострадал больше всего. Более 60% закрытых точек пришлось на объекты этой категории. Клиентский поток в салоны со средними ценами снизился в разы, так как народ потянулся в парикмахерские уровня «эконом». Сейчас снова наступает благоприятное время для открытия салонов красоты среднего класса: по данным администрации города, реальные денежные доходы петербуржцев за 11 месяцев 2010 года выросли на 15,5%.


До первого клиента

Вилка входного билета на рынок красоты очень велика. Чтобы купить предприятие эконом-класса достаточно от 10 до 20 тыс. долл, так как их владельцы ограничиваются минимальным оборудованием и дешевыми расходными материалами. Вложения в салон среднего класса уже выше – от 35 до 70 тыс. долл. Открытие фирмы уровня бизнес-класса обойдется в 50-150 тыс. долл. Что касается объектов формата de-lux, то оценить их очень сложно. VIP-салоны продаются крайне редко, и информация об их стоимости владельцами как правило не афишируется. Хотя бывают и исключения. Например, собственники салона красоты Grand Palace Beauty в галерее бутиков Grand Palace раскрыли объем своих вложений – в организацию этого предприятия премиум-класса было инвестировано около 2,5 млн долл.


Затраты «до первого клиента» включают в себя проектирование салона, расходы на согласование проекта, строительство, подведение коммуникаций, оснащение специальным и офисным оборудованием, стартовую закупку расходных материалов, рекламную кампанию и гонорар консалтерам. Аренда, коммунальные и прочие накладные расходы идут отдельной статьей. Оптимальным для салона красоты считается помещение размером от 120 до 180 кв. м, однако назвать среднюю сумму, которую тратят владельцы объектов на покрытие арендной платы, невозможно – диапазон ставок слишком широк. Как и в других сегментах недвижимости, все зависит от местоположения объекта. Например, за аренду салона во встроенном помещении размером от 85 до 100 кв. м в районе Театральной площади или на Петроградской стороне просят 2-2,5 тыс. у. е./мес. А двухуровневое помещение площадью в 150 кв. м в новом многоэтажном доме на проспекте Маршала Жукова сдается по 0,5 тыс. руб. за кв. м/мес. В среднем же в историческом центре Петербурга встроенные помещения под предприятия бизнеса красоты предлагаются по ставке от 4 тыс. до 15 тыс. руб. кв. м/мес. В спальных районах стоимость аренды в объектах формата стрит-ритейла составляет от 1,5-2,5 тыс. руб. за кв. м/мес. Помещения в жилых многоквартирных домах, офисных и торговых центрах – в зависимости от района – можно снять по цене от 0,3 тыс. до 5 тыс. руб. за кв. м/мес.


По подсчетам Департамента создания бизнеса, срок окупаемости салона красоты на арендованных площадях обычно составляет 3,5-4 года. Если владелец бизнеса имеет помещение в собственности и не платит за аренду, отбить вложения можно за 2,5 года.


Территории красоты

На сегодняшний день, по данным портала Allnice Info, в Петербурге насчитывается 2155 предприятий индустрии красоты, оказывающих салонные услуги населению. Наибольшая их концентрация наблюдается в Центральном районе. Там функционируют 357 профильных заведений. Второе место занимает Приморский район, где насчитывается 204 салона красоты. 162 салона облюбовали Петроградский район. Следом идут Калининский, Выборгский, Василеостровский и Адмиралтейский районы. Самая острая нехватка предприятий такого рода ощущается в Красногвардейском и Красносельском районах.


Новых открытий на рынке очень мало – за последние полгода и десятка не наберется. В числе наиболее значительных – появление в ноябре 2010 года на улице Марата второго в городе салона «Восточный экспресс». Интересным событием стало открытие в последних числах декабря нового детского салона «Воображуля» в Приморском районе. Там же вторую точку открыла студия красоты «Эго». Кроме того, в торговом комплексе «Галерея» у Московского вокзала распахнуло свои двери очередное предприятие сети «Персона».


Между тем емкость рынка вполне позволяет предпринимателям открывать как можно больше новых салонов. Но делать это они не торопятся, так как, по мнению экспертов, 2011 год станет далеко не простым периодом для участников этого рынка. Повышение ставки социального налога, требования Федерального закона «Об обращении лекарственных средств», которые коснутся классификации косметических средств, ожидаемая отмена лицензирования, вступление в СРО станут для многих серьезным испытанием. Также тяжелым моментом для индустрии красоты будет выход федерального закона, который подразумевает увеличение размера страховых тарифов для малого бизнеса до 34%.


«Я весьма негативно оцениваю перспективы роста потребления, – высказывает свою точку зрения генеральный директор салона красоты «Ле дже» Елена Зуева. – Увеличение доходов населения сегодня ниже того уровня, на котором можно допустить благотворный круговорот новых услуг, увеличение их стоимости при ежегодном повышении поставщиками цен на продукцию, рост коммунальных затрат и т. д. А это лишит возможности поднимать заработные платы и инвестировать в бизнес, то есть развивать бизнес стратегически правильно».

Закажите свой бизнес-план прямо сейчас!

Контактные данные