Главная интрига - Starbucks

По результатам второй волны исследования рынка кофеен, проведенного ЭКЦ «Инвест-Проект» в июне 2009 г., объем рынка по итогам 2008 года и с учетом начала кризиса (IV кв. 2008 г.) составил 379 млн. долл.


По результатам второй волны исследования рынка кофеен, проведенного ЭКЦ «Инвест-Проект» в июне 2009 г., объем рынка по итогам 2008 года и с учетом начала кризиса (IV кв. 2008 г.) составил 379 млн. долл. Однако на время кризиса москвичи несколько сократят свои расходы, поэтому выручка кофеен снизится.

С начала 2000-х и до 2008 года в Москве наблюдался быстрый рост рынка кофеен. В 2008 году ёмкость рынка расширилась до 550 млн. долл., а объём рынка составил 379 млн. долл., достигнув 70 % от ёмкости.


По нашим оценкам, в 2008 году в Москве действовало 325 кофеен, включая пятерку лидеров: «Шоколадница», «Кофе хауз», «МакКафе», «Старбакс», «Кофемания» (по убыванию объёмов выручки). При этом на «Шоколадницу» и «Кофе Хауз» приходилось 80% рынка и 230 помещений, многие из которых – в собственности.


Из-за начавшегося в IV квартале 2008 года экономического кризиса в 2009 году произойдёт некоторый спад объёма рынка и значительное уменьшение ёмкости рынка, в результате насыщенность и конкурентность московского рынка кофеен существенно возрастут. Начало восстановления рынка прогнозируется в конце 2009 – начале 2010 года, при этом «изменение степени насыщенности рынка кофеен будет парадоксальным», - говорит Андрей Лумпов, руководитель ЭКЦ «Инвест-Проект», и уточняет: «Парадоксальность состоит в том, что на потребительских рынках падение объёмов обычно приводит к снижению уровня насыщенности. А у московских кофеен происходит наоборот - небольшому падению объёма сопутствует существенный рост насыщенности из-за падения ёмкости рынка, что усиливает позиции монополистов – «Кофе Хауза» и «Шоколадницы».


Интригой рынка являются планы «Старбакс»: несмотря на молодость игрока – мировой бренд появился в Москве лишь два года назад – он же имеет самый большой опыт в кофейном бизнесе и после выхода из кризиса может потеснить «МакКафе», отбивая клиентов не только у земляка - Макдоналда, но и у безусловных лидеров. Анализ полученных нами данных позволяет утверждать, что уже в ближайший год-два рынок ждут позитивные перемены.


Андрей Лумпов: «Мы поставили себе цель – помочь участникам рынка в условиях экономической неопределенности оптимизировать свою маркетинговую стратегию на 2009-2011 годы и тем самым обеспечить обществу более полное и качественное удовлетворение его устойчиво возрастающих потребностей в общении и питании вне дома».


В условиях экономической неопределенности особенно актуальными являются: оценка влияния кризиса на выручку конкурентов (тем более – в сравнении с данными собственной бухгалтерии); информация об изменениях в распределении доходов населения Москвы; установление соответствия между диапазонами цен в кофейнях с соответствующими диапазонами доходов потребителей; рекомендации по оптимизации «средних чеков» по ценовым категориям; определение относительно свободных ценовых ниш на рынке кофеен; прогноз развития рынка кофеен на 2009 - 2011 годы.


Нами проанализирована динамика московского рынка кофеен за период 2007 – 2011 гг.: за каждый год приведены такие важны показатели, как объем и ёмкость рынка, освоенная игроками доля рынка, количество посетителей кофеен, а также объёмы выручки 5 лидеров рынка (в $/год и в % от объёма рынка).
Аналогичные исследования уже были успешно проведены и проверены на нескольких популярных массовых потребительских рынках Москвы и других городов России.

Скачать статью.pdf